МОУ «Основная общеобразовательная школа с.Акурай»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
патриотической направленности
«Юнармия»
Возраст учащихся: от 12 до 16 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Баранова Свелана Андреевна
Акурай 2023
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармия» для учащихся 6-9х классов, разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования»;
- Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19 января 2016 года № 01/476-16-24 «О внедрении санитарных норм и правил»;
- Профессиональный стандарт педагога. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»
- Устав Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия» от 28.05.2016 г.
- Положение о региональных отделениях, местных отделениях Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «Юнармия», утвержденное решением Главного штаба ВВПОД «Юнармия», протокол № 4 от 26.01.2017 г.
Цель программы - сформировать правильное представление о роли государства в области обороны, о Вооружённых силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, и жизни, быте военнослужащих, их правах и обязанностях, готовность осознано выполнить свой священный долг по защите отечества с оружием в руках.
Задачи:
- дать начальные знания поосновами обороны государства, познакомит со структурой Вооружённых сил;
- назначение видов и родов войск, их вооружением и боевыми возможностями;
- дать представление о требованиях, предъявляемых к будущему военнослужащему, о порядке призыва и прохождения службы, научить выполнять обязанности солдата, дневального, часового, командира отделения.
- научить действовать в строю;
- научить стрелять из пневматического оружия, метать гранаты в цель;
- научить действовать в бою, в разведке, на марше, в дозоре, в наступлении, в обороне.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юнармия» для учащихся 6-9х классов рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)
Содержание курса
1.Военно-историческая подготовка
Теоретическая часть:
Блок «Во славу отечества»
Занятие «Военная теория»
Занятия «Войсковые звания», «Воинские сигналы управления строем», «Государственные награды РФ»;
- подготовка юнармейцев к конкурсу «И снова ратной славы дата»:
Ратная история России и советского Союза, история их вооруженных сил.
Военно-историческая подготовка
Занятия «Великие полководцы России», «Уставы. Виды уставов»
Занятие «Дни воинской славы России»
Практическая часть:
Просмотр презентации
« Уставы вооружённых сил РФ»
2. Основы медико-санитарной подготовки
Теоретическая часть:
«Медико-санитарная подготовка»
Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. Причины ожогов и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни.
Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока.
Практическая часть:
Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. Материалы, используемые для наложения жгута. Методика наложения жгута. Способы остановки венозных и капиллярных кровотечений. Виды повязок. Основные типы бинтовых повязок. Перевязочный материал.
Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности.
Оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в грудную клетку и живот. Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнения. Понятие о травматическом токсикозе и его признаки.
Практическая часть:
Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности.
Оказание первой медицинской помощи при переломах верхних и нижних конечностей.
Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
3. Основы военной службы
Приемы стрельбы и способы стрельбы из пневматического оружия. |
Теоретическая часть:
Техника выполнения выстрела. Инструктаж по технике безопасности при обращении с пневматической винтовкой.
Практическая часть:
Тренировка в изготовке к стрельбе.
Тренировка в стрельбе с упора. Тренировка в стрельбе лежа.
Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка |
Строй. Управление строем. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении.
Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно.
Теоретическая часть:
Назначение, устройство частей и механизмов автомата
Контрольный осмотр автомата и подготовка его к стрельбе.
Уход за автоматом, его хранения и сбережение
Инструктаж по технике безопасности при обращении с оружием.
Практическая часть:
Неполная разборка-сборка АК-74.
Одиночная строевая подготовка: строевая стойка, повороты на месте, движение строевым шагом, обозначение шага на месте, начало движения и остановка |
4. Гражданская оборона
Задачи медицинской службы Гражданской обороны.
Работа в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ.
Физические и токсикологические свойства основных аварийно химически опасных веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила поведения на заражённой местности. Средства индивидуальной защиты населения.
Практическая часть:
Выбор средства защиты и необходимый раствор в зависимости от вида АХОВ. Преодоление «заражённого» участка местности в зависимости от физических свойств химически опасных веществ.
5. Организация физкультурно-оздоровительной работы
Практическая часть:
Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке (кроссовый бег, марш-броски).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция.
- Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
- Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция.
- Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
- Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека.
- Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье.
- Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
- Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
- Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
Метапредметные:
Регулятивные:
- умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
- умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах);
- формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
- демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
- умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях;
- навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и действий полководцев;
- анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
- умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями;
- критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных событий;
- овладение культурой активного использования печатных изданий и интернетресурсами.
Коммуникативные:
- умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в отряде;
- приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
- умение находить общее решение и разрешать конфликты;
- соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения;
- применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
- отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают современные СМИ;
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий военно-патриотической направленности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием;
- владеть навыками управления строя;
- готовить и проводить военно-патриотческие мероприятия для разных целевых аудиторий;
- участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике разного уровня;
- готовить исследовательские работы по истории создания и применения вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах.
Тематическое планирование
№ | Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения | Кор-ия | Организационные формы обучения | |
1.Военно-историческая подготовка (8 часов) | ||||||
1 | Занятие «Войсковые звания», | Лекция | ||||
2 | Занятие «Корабельные звания» | Лекция | ||||
3 | «Воинские сигналы управления строем» | Лекция | ||||
4 | «Государственные награды РФ»; | Лекция | ||||
5 | Военно-историческая подготовка Занятия «Великие полководцы России». | Лекция | ||||
6 | Занятие «Дни воинской славы России» | Лекция | ||||
7 | Просмотр презентации« Уставы вооружённых сил РФ» | Лекция | ||||
8 | Решение тестов «Погоны военнослужащих».Корабельные звания». | Контроль | ||||
2.Основы медико-санитарной подготовки (12 часов) | ||||||
9 | Теоретическая часть: «Медико-санитарная подготовка» | Лекция | ||||
10 | Понятие о ранах и их осложнениях. Виды кровотечений и их характеристика. | Лекция | ||||
11 | Причины ожогов и их степень тяжести, понятие об ожоговой болезни | Лекция | ||||
12 | Шок. Причины возникновения шока. Признаки и степень тяжести травматического шока. | Лекция | ||||
13 | Практическая часть:Первая медицинская помощь при ранениях и кровотечениях. | Практикум | ||||
14 | Материалы, используемые для наложения жгута. Методика наложения жгута | Практикум | ||||
15 | Способы остановки венозных и капиллярных кровотечений. Виды повязок. | Практикум | ||||
16 | Основные типы бинтовых повязок. Перевязочный материал. | Практикум | ||||
17 | Правила и способы наложения повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности. | Практикум | ||||
18 | Оказание пострадавшему первой медицинской помощи при ранении черепа и мозга, в грудную клетку и живот | Практикум | ||||
19 | Понятие о переломах костей и их признаки. Виды переломов и их осложнения | Практикум | ||||
20 | Наложение повязок на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности | Практикум | ||||
3.Основы военной службы (10 часов) | ||||||
21 | Теоретическая часть:Техникавыполнениявыстрела. Инструктаж по технике безопасности при обращении с пневматической винтовкой. | Лекция | ||||
22 | Тренировка в изготовкек стрельбе. | Практикум | ||||
23 | Тренировка в стрельбе лежа | Практикум | ||||
24 | Строй. Управление строем. Повороты на месте. Движение строевым и походным шагом. Повороты в движении. | Практикум | ||||
25 | Перестроение из одношереножного строя в двухшереножный и обратно. | Практикум | ||||
26 |
Теоретическая часть:Назначение, устройство частей и механизмов автомата Калашникова |
Лекция | ||||
27 | Контрольный осмотр автомата и подготовка его к стрельбе | Контроль | ||||
28 | Уход за автоматом, его хранения и сбережениеИнструктаж по технике безопасности при обращении с оружием | Практикум | ||||
29 | Практическая часть:Неполная разборка-сборка АК-74 | Практикум | ||||
30 |
|
Практикум | ||||
4.Гражданская оборона (3 часа) | ||||||
31 | Задачи медицинской службы Гражданской обороны.Работа в очагах химического поражения и очагах сильнодействующих ядовитых веществ. | Лекция | ||||
32 | Физические и токсикологические свойства основных аварийно химически опасных веществ (АХОВ - хлор, аммиак), правила поведения на заражённой местности. | Лекция | ||||
33 | Средства индивидуальной защиты населения | Практикум | ||||
5. Организация физкультурно-оздоровительной работы (1 часа) | ||||||
34 | Практическая часть:Передвижение по пересеченной местности в пешем порядке (кроссовый бег). | Практикум |